Облагать ли дополнительные выходные по уходу за детьми-инвалидами страховыми взносами

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 15 августа 2011 г. N 14-03-11/08-8158

 

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) рассмотрел обращение по вопросу начисления страховых взносов на суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, и с учетом разъяснений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии со статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Согласно части 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда.

Исходя из положений части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) определено, что правила начисления, учета и расходования средств на осуществление данного вида страхования утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются на выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного, в том числе в рамках трудовых отношений, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.

Таким образом, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника финансирования такой выплаты она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Действующим законодательством не предусмотрено финансовое обеспечение за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, расходов страхователей на уплату страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, таким образом, данные расходы осуществляются за счет средств страхователя.

 
В.Г.СОЛОМЕННИКОВА
 
Комментарий:

Фонд социального страхования Российской Федерации разъяснил работодателям некоторые особенности начисления страховых взносов. Это касается взносов за выходные дни по уходу за детьми-инвалидами.


Позиция ФСС такова. Оплата дополнительных выходных дней, которые предоставляются для ухода за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений. А значит, независимо от источника финансирования, такая выплата облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке. Действующее законодательство не предусматривает, что расходы страхователей на такие выходные будут покрываться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Таким образом, они осуществляются за счет средств страхователя.

 

Напомним, что согласно статье 262 Трудового кодекса РФ, для ухода за детьми-инвалидами предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Они даются одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению и могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

 

При применении письма ФСС следует учитывать, что оно не носит нормативный характер. Документ является разъяснением по конкретному запросу.

 
Позиция фирмы 1С по этому вопросу подробно рассмотрена здесь.

На сайте ФСС, по адресу http://fss.ru/region/ro71/answers/50872/55727.shtml приведен ответ ФСС на вопрос, касающийся обсуждаемой темы.

Вопрос:
Просим Вас прокомментировать сложившуюся ситуацию вокруг обложения страховыми взносами оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом (п. 1 Письма Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19), которая заключается в следующем: Фонд социального страхования компенсирует работодателям расходы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом (п. 8 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации"). С 1 января 2010 г. финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, которые предоставляются бюджету ФСС РФ (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Получается, что работодатель указывает оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом в составе расходов по обязательному социальному страхованию, которые возмещает ФСС, и начисляет страховые взносы на сумму этих расходов, в том числе и в ФСС РФ. В свою очередь Фонд компенсирует работодателю подобные выплаты, с одной стороны, а с другой стороны - Фонд пополняет свой бюджет за счет страховых взносов с этой выплаты. Оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Вместе с тем Президиум ВАС РФ признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами носит характер государственной поддержки, поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеет целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Так стоит ли обкладывать страховыми взносами оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом, и как это отражать в форме 4-ФСС?


Ответ:

    Исходя из  положений ч. 1 ст.7 Федерального закона от 27.07.2009г.  №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного   медицинского страхования (далее — Закон-№212-ФЗ) объектом  обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов  признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности,  в рамках трудовых отношений.

    Поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст.262 ТК РФ  производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источников финансирования такой выплаты, она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном  порядке.

      Организации, производящие выплаты и иные  вознаграждения физическим лицам, являющиеся  в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212- ФЗ  плательщиками страховых взносов, должны начислять страховые взносы на суммы среднего заработка, выплачиваемые за  дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми - инвалидами, за счет собственных средств.

     В соответствии с п.6 Порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения  и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности  и в связи с материнством, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.11.2009г. №908н, страхователи ведут учет расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода  за детьми-инвалидами, осуществляемых  в соответствии с законодательством Российской Федерации за  счет  межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда, в счет начисленных страховых взносов.

    Расходы, произведенные страхователем на оплату 4-х дополнительных  выходных дней  для ухода за детьми-инвалидами, отражаются в таблице 2 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в строке 10 «Оплата 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» в графах 4 «всего» и 5 «в т.ч. за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» Расчета

     Суммы  рассматриваемых выплат, а также начисленных страховых взносов отражаются в таблице 3 «Расчет базы для начисления страховых взносов (строки 1, 3,5 в части произведенных выплат); в таблице 1 «Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (строка 2 в части начисленных страховых взносов на данные выплаты).

С другой стороны, хотелось бы указать на подробную консультацию, опубликованную здесь.
Текст консультации приводится ниже.

О начислении взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование на суммы выплат работникам - донорам

11.01.2012 14:05  

Вопрос:
Следует ли начислять взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование на суммы выплат работникам - донорам за дни сдачи крови и за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом? Последняя выплата вообще производится за счет средств ФСС РФ.


Ответ:

В пункте 1 Письма Минздравсоцразвтия РФ от 15.03.2011 г. № 784-19 разъясняется, что облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (далее – страховые взносы) в общеустановленном порядке выплаты, производимые работникам

 - за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами (статья 262 ТК РФ);

- работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (статья 186 ТК РФ).

Оценивая соответствие данного Письма действующему законодательству, считаем необходимым отметить, что данные разъяснения определенно не учитывают положения статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ). устанавливающей перечень выплат работникам, на которые не начисляются страховые взносы.


В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами «государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, … и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию».

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 9 данного Закона (литера «и») также не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.


1)  Применительно к выплатам работникам за дополнительные выходные дни, для ухода за детьми-инвалидами сообщаем следующее:


В соответствии со ст. 262 Трудового кодекса РФ «одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами».


На основании п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 213-ФЗ) с 1 января 2010 г. финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.


Межбюджетные трансферты из федерального бюджета являются лишь источником доходов Фонда социального страхования РФ (пп. 1 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2009 г. № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», далее Закон № 292-ФЗ).


То есть иными словами данные расходы производятся за счет средств Фонда социального страхования.


По смыслу п. 8 ч. 1 ст. 8 Закона № 292-ФЗ данные выплаты производятся страхователями за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


На финансирование расходов на оплату дополнительных выходных дней родителям, воспитывающим ребенка-инвалида, за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указывает также отражение данных расходов по строке 10 раздела «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование по форме № 4-ФСС. Форма данного расчета утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 г. № 156н и зарегистрирована в Минюсте РФ 16.03.2011 г. № 20129.


Одновременно Законом № 213-ФЗ внесены изменения в пп. 9 п. 2 ст. 8 «Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию» Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Этот подпункт изложен в редакции: «иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования».

По нашему мнению, данные изменения, произведенные в законодательстве о социальном страховании, образуют логически связанную систему норм, указывающую на то, что производимые за счет средств ФСС РФ выплаты родителям детей-инвалидов за дополнительные выходные дни являются видом обязательного социального обеспечения по обязательному социальному страхованию.


На основании изложенного мы не согласны с выводами, изложенными в Письме Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2011 г. № 784-19 и считаем, что производимые работникам выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами не подлежат обложению страховыми взносами как разновидность обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, то есть по основанию пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.


2) Применительно к выплатам работникам-донорам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и дополнительные дни отдыха.


При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха (ст. 186 ТК РФ).

Данная выплата является компенсационной, что признается самим Минздравсоциразвития РФ (см. Проект протокола о социальном сотрудничестве в сфере развития безвозмездного массового донорства крови – приложение к Письму Минздравсоцразвития РФ от 11.11.2010 г. № 13-7/10/2-10321).


На основании изложенного считаем, что выплаты работникам-донорам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и дополнительные дни отдыха не подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на основании пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ (литера «и»).


При этом в рассматриваемом Письме от 15.03.2011 г. № 784-19 Минздравсоцразвития РФ прямо указало, что сообщает свое мнение.


Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 г. № 731 Минздравсоцразвития РФ официально предоставлено право издавать разъяснения Закона № 212-ФЗ.


Степень существенности финансовых рисков, связанных с исполнением обязательств по уплате обязательных платежей (в том числе взносов на обязательное социальное страхование) каждый оценивает для себя самостоятельно.


На основании изложенного рекомендуем Обществу самостоятельно принять решение о целесообразности руководствоваться Письмом Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2011 г. № 784-19 и начислении (неначислении) страховых взносов на суммы рассмотренных выплат работникам.



Источник: http://zpksoft.ru/readarticle.php?article_id=89


Закрыть ... [X]

Правовые основания увольнения по уходу за ребенком инвалидом Почему отходят зубы от десен

Стаж и льготы по уходу за инвалидом Входит ли в трудовой стаж для расчета пенсии учеба и уход за
Стаж и льготы по уходу за инвалидом Облагать ли дополнительные выходные по уходу за детьми
Стаж и льготы по уходу за инвалидом Меры социальной поддержки родителям детей-инвалидов
Стаж и льготы по уходу за инвалидом В каких случаях положена льготная пенсия педагогам?
Стаж и льготы по уходу за инвалидом Как оплачивается больничный по уходу за ребенком
Стаж и льготы по уходу за инвалидом Отпуск по уходу за ребенком до 14 лет